золотая медаль "за снимки в красках непосредственно с натуры" на Международной выставке в Антверпене (1906) медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце (1906) серебряная медаль на Международной фотографической выставке в Дрездене (1908) бронзовая медаль на Пятой фотографической выставке
Итоговая выставка «Империя, которой не стало» в Зимнем дворце и выезд из России после Октябрьской революции
1918
Первые цветные фотопортреты Л. Н. Толстого в Ясной Поляне
1908
Демонстрация цветных снимков императору Николаю II. Начало грандиозного проекта по съёмке «Всей России»
1909
Учреждение «Торгового дома С.М. Прокудин-Горский и К°» для коммерческой реализации проекта
1913
Многочисленные экспедиции по России, создание коллекции цветных фотографий
1909- 1916
Получение патента на усовершенствованный сенсибилизатор для трёхцветных съёмок. Первые масштабные съёмки в Российской империи (Кавказ, Крым)
1905
Обучение цветной фотографии у профессора А. Мите в Германии, создание модели цветной фотокамеры и цветного проекционного аппарата.
1902
Первый в России доклад о цветной фотографии. Вступление в фотографический отдел ИРТО
1898
ИСТОКИ
1863-1901
Глава 1
Судьба Сергея Прокудина-Горского во многом была предопределена многовековой семейной историей. Он родился 30 августа 1863 года в родовом имении Фуникова Гора во Владимирской губернии. Детство будущего фотографа не было беззаботным. Семья постоянно испытывала финансовые трудности, из-за чего им приходилось часто переезжать. Сергей успел пожить в Коврове, Владимире, Муроме и в Санкт-Петербурге, куда отправился получать образование.
Предок Сергея Михайловича татарский князь Мусса, принял православие под именем Пётр и сражался на Куликовом поле вместе с Дмитрием Донским. По преданию, за свою храбрость он получил в жены княжну Марию из династии Рюриковичей и вотчину с названием «Гора», что и дало начало фамилии Горский.
Его учебный путь был извилист и многогранен. В 1883 году он поступил в престижный Императорский Александровский лицей, но не окончил его — по просьбе отца ему пришлось оставить учебу в 1886 году. Однако это не остановило жаждущего знаний юношу: следующие два года он в качестве вольнослушателя посещал лекции на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Именно здесь произошла судьбоносная встреча — двадцатитрехлетний Сергей слушал лекции самого Дмитрия Менделеева и занимался в его лаборатории. Известный химик, увлекавшийся черно-белой фотографией и исследованиями в области передачи цветов, несомненно, повлиял на будущие интересы Прокудина-Горского.
Здание Санкт-Петербургского университета в XIX веке
Но и на этом его образовательные поиски не закончились. С 1888 по 1890 год он испытывал себя в совершенно иной сфере, становясь слушателем Императорской военно-медицинской академии.
К 1890 году его жизнь обретает стабильность. Он женился на Анне Александровне Лавровой, дочери генерал-майора и владельца Гатчинских заводов. Брак не только подарил ему семейное счастье (у них родилось трое детей — Дмитрий, Екатерина и Михаил), но и солидную должность — он становится директором правления Товарищества Гатчинских заводов, где проработает вплоть до революции 1917 года.
С.М. Прокудин-Горский с детьми
Семья Лавровых и С.М. Прокудин-Горский
Именно в этот период, будучи состоявшимся семейным человеком и успешным управленцем, Прокудин-Горский находит свое истинное призвание. Под влиянием тестя, активного члена Императорского Русского Технического Общества (ИРТО), он погружается в мир науки и техники. В 1896 году он вступает в ИРТО и делает свой первый доклад, пока еще на далекую от фотографии тему — «О современном состоянии литейного дела в России». Но в том же году он посетил лекцию по цветной фотографии, которая перевернула его жизнь и определила главное дело всей его жизни.
Первая отсканированная страница документа «О современном состоянии литейного дела в России»
Первый научный труд Сергея Прокудина-Горского 1896 года сегодня является частью фонда одной из крупнейших библиотек мира - Российской государственной библиотеки в Москве.
Формула цвета
1902-1903
Глава 2
В 1902 году Сергей Михайлович Прокудин-Горский совершил поездку в Германию, где в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге под руководством доктора Адольфа Мите — одного из ведущих специалистов в области цветной фотографии. Именно там Прокудин-Горский впервые увидел демонстрацию цветных снимков, полученных с помощью специально сконструированной камеры системы Мите-Бермполя.
Cхема работы камеры системы Мите-Бермполя
Камера системы Мите-Бермполя работала по принципу трёхцветной фотографии -делала три чёрно-белых снимка через синий, зелёный и красный светофильтры. С полученных негативов создавались чёрно-белые позитивы, которые затем одновременно проецировались через соответствующие светофильтры, объединяясь в единое цветное изображение. Условием успешного получения снимка была абсолютная точность позиционирования, так как малейшее несовпадение кадров приводило к дефектам цвета.
Почему именно эти три цвета?
КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ
Теория цветоощущения Юнга-Гельмгольца предполагает, что за восприятие цвета отвечают три типа рецепторов, чувствительных к красному, зеленому и синему цветам. Несмотря на формулировку в XIX веке, эта трехкомпонентная теория была подтверждена лишь в 1959 году, когда ученые экспериментально обнаружили в сетчатке человека три соответствующих типа колбочек.
Восприятие световых волн различной длины палочками (штриховая линия) и тремя типами колбочек.
Вдохновлённый увиденным, Прокудин-Горский не просто освоил существующую методику, но и начал разрабатывать собственные усовершенствования. Уже 13 декабря 1902 года он впервые публично объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии. Однако ключевым прорывом стало не просто применение метода, а его техническое совершенствование.
В 1903 году Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами», в которой подробно описал методику получения цветных изображений с использованием специальных светофильтров и сенсибилизированных фотопластинок. Этот труд стал первым в России практическим руководством по цветной фотографии и положил начало новому этапу в его творческой и научной деятельности.
Коврик шитый шелками (1903 г.).
Сенсибилизатор — это химическое вещество, повышающее светочувствительность фотоматериалов и расширяющее их восприятие цветового спектра.
Иллюстрацией к брошюре «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами» являлся снимок вышитого шелками коврика.
Главной проблемой цветной фотографии того времени была крайне низкая светочувствительность фотоматериалов к красной и зелёной частям спектра — они реагировали преимущественно на сине-фиолетовый свет. Прокудин-Горский разработал собственный химический состав сенсибилизатора, который делал бромосеребряные фотопластинки равномерно чувствительными ко всему видимому спектру. Это позволило значительно сократить выдержку — с десятков минут до долей секунды — и добиться точной передачи натуральных цветов.
Российский колорит
1902-1903
Глава 3
Точная дата первой цветной съёмки в Российской империи остаётся предметом дискуссий, однако наиболее вероятно, что уже осенью 1903 года Прокудин-Горский совершил свою первую экспедицию — в Великое княжество Финляндское. Там он запечатлел виды Выборга, Нейшлота, Сайменского канала и озера, получив первые в России полноценные цветные негативы с натуры. Эти снимки продемонстрировали не только техническую зрелость его метода, но и художественное чутьё автора: он стремился передать не просто объект, а атмосферу места, игру света и тени, насыщенность природных красок.
Двор замка Олавсборг в Нейшлоте. Финляндия в объективе Прокудина-Горского. 1903-1904 гг.
Сайменский канал. Финляндия в объективе Прокудина-Горского. 1903−1904 гг.
В 1904 году Прокудин-Горский расширил географию своих съёмок: он фотографировал на Черноморском побережье, в Дагестане и в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии. Его работы вызвали большой интерес как в профессиональной среде, так и у широкой публики. В том же году он начал сотрудничество с Общиной Святой Евгении с целью выпуска серии цветных фотооткрыток, хотя из-за политической нестабильности и финансового кризиса после революции 1905 года проект был свёрнут, и в печать вышло лишь около 90 открыток.
1905 год стал поворотным: Прокудин-Горский предпринял первую крупную фотопоездку по южным регионам империи. Он снял более 400 цветных изображений Кавказа, Крыма и Украины, включая 38 видов Киева. Эти снимки не только продемонстрировали возможности его метода в сложных условиях — горной местности, переменчивом освещении, разнообразии архитектурных и этнографических мотивов, — но и заложили основу будущей «Коллекции достопримечательностей Российской империи».
Прокудина-Горского вдохновляла идея запечатлеть русскую жизнь. Он мечтал, чтобы во всех школах Российской империи установили проекторы диапозитивов. Эти устройства позволяли бы детям видеть фотографии своей страны. Примечательно, что именно Сергей Михайлович придумал термин «родиноведение» — название для будущей школьной дисциплины.
«…С. М. Прокудин-Горский эту зиму восхищал не только Петербург, но и Москву своим не одним, а десятками таких снимков: Кавказа, Средней России, Финляндии, осенних видов, столь разнообразной по цвету листвы, показав этим, насколько он освоился с трехцветной съемкой и какие возможно получить эффекты, передавая в цветах природу…» —А.М. Лавров
В 1906—1908 годах Прокудин-Горский активно участвовал в международной фотографической жизни. Он выступал с докладами на конгрессах в Риме и Берлине, демонстрировал свои работы на выставках в Париже, Милане, Антверпене и Ницце, где был удостоен золотой и серебряной медалей за выдающиеся достижения в области цветной фотографии. В 1906 году он стал редактором журнала «Фотограф-любитель», где в течение трёх лет публиковал цикл статей, посвящённых теории и практике цветного изображения.
Особое значение имела поездка в Ясную Поляну в мае 1908 года. По приглашению Льва Николаевича Толстого Прокудин-Горский сделал серию снимков писателя, включая знаменитый цветной портрет в саду у дома. Этот снимок стал первым в истории русской культуры цветным портретом выдающегося деятеля, выполненным без ретуши и живописного вмешательства. Портрет вызвал огромный резонанс и утвердил Прокудина-Горского как ведущего мастера цветной фотографии в России.
«Вследствие крайне невыгодного положения местности для фотографирования, оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем. Фотографирование произведено в пять с половиною часов вечера, тотчас после верховой прогулки Льва Николаевича. <…> В печати портрет воспроизведен без всяких поправок и прикрас, чтобы сохранить всю ценность подлинности воспроизведения» — С.М. Прокудин-Горский
Портрет Л. Н. Толстого. 23 мая 1908 года
Проект государственной важности
1902-1903
Глава 4
В мае 1909 года Сергей Михайлович Прокудин-Горский получил аудиенцию у императора Николая II в Царском Селе. На встрече он продемонстрировал свои цветные диапозитивы и изложил замысел масштабного проекта — создать «Коллекцию достопримечательностей Российской империи», которая должна была запечатлеть в натуральных цветах всё многообразие российской земли: её природу, древние храмы, монастыри, промышленные предприятия, этнографические типы и бытовые сцены. Император с живым интересом отнёсся к идее и выразил поддержку, поручив фотографу «заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю».
Вскоре последовало практическое воплощение этого решения. По распоряжению министра путей сообщения С. В. Рухлова Прокудину-Горскому был выделен специально оборудованный пульмановский железнодорожный вагон, превращавшийся по желанию из светлого помещения в тёмную комнату для проявки негативов.
Пульмановский вагон — это комфортабельный спальный железнодорожный вагон, названный в честь американского фабриканта Джорджа Пульмана. Его главной особенностью были трансформируемые кресла, которые днём располагались лицом к лицу, а на ночь раскладывались в спальные места.
Вагон оснащался всем необходимым для работы в пути: химическими реактивами, стеклянными пластинами, фотоаппаратурой и даже жилыми помещениями для самого фотографа и его помощников. Для съёмок на водных путях правительство предоставило пароход с командой, способный идти по мелководью, а для реки Чусовой — моторную лодку. Позже, для работы на Урале, в Екатеринбург был направлен автомобиль «Ford». Царская канцелярия выдала Прокудину-Горскому документы, дававшие ему беспрепятственный доступ ко всем учреждениям, заводам, монастырям и даже военным объектам, а местные власти получили предписание оказывать ему всяческое содействие.
С.М. Прокудин-Горский. Пожарная тревога на пароходе «Шексна» Онежский канал
С лета 1909 года началась череда масштабных экспедиций. Первой стала поездка по Мариинскому водному пути — от Санкт-Петербурга до Волги. На пароходе «Шексна» Прокудин-Горский снял живописные пейзажи Русского Севера, монастыри (включая Кирилло-Белозерский и Александро-Свирский), крестьянские сцены и инфраструктуру канала. Осенью того же года он отправился на Урал в своём вагоне-лаборатории, посетив Пермь, Екатеринбург, Верхотурье, Кушвинский и Нижнетагильский заводы, а также южноуральские города — Касли, Кыштым, Златоуст и Челябинск.
Несмотря на полную логистическую поддержку, финансирование экспедиций осуществлялось за счёт самого Прокудина-Горского. Каждый снимок обходился ему примерно в 10 рублей — значительную сумму по тем временам. Он рассчитывал впоследствии продать коллекцию государству, но прямых договорённостей об этом не было.
С.М. Прокудин-Горский. Церковь Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Старая Ладога. 1909 год
Крестьянка мнет лен. Пермской губ.
В последующие годы география съёмок постоянно расширялась. В 1910 году Прокудин-Горский дважды путешествовал по Волге — от озера Селигер до Нижнего Новгорода, запечатлев ярмарку и окрестности. В 1911—1912 годах он совершил серию поездок по местам, связанным с Отечественной войной 1812 года (Бородино, Малоярославец, Смоленск), а также по Кавказу, в Крым, на Камско-Тобольский водный путь и в Среднюю Азию. Особенно плодотворной оказалась экспедиция в Туркестан в январе 1907 года и повторные поездки туда в 1911 году: были сделаны знаменитые снимки Самарканда, Бухары, Голодной степи и портрет эмира Сеид-Мир-Алим-хана.
С.М. Прокудин-Горский. Пинхус Карлинский. 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черниговского водоспуска. 1909 год
«Чудный солнечный день. Утром успел погулять. Хорошо погулял и поработал. В 7 часов пошли ко всенощной с поклонением Св. Кресту. После обеда знакомый нам по прошлому году Прокудин-Горский показывал нам свои красивые снимки цветной фотографии из поездки по России до Урала» — Николай II. Запись в дневнике от 20 марта 1910 года
С.М. Прокудин-Горский. Ржев. Князь-Федоровская сторона с церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Отдел коллекции «Район Волги». 1910 г.
«Я езжу по всей России, и делаю снимки, руководствуясь указаниями и этнографов, и художников, и главным образом местных людей, которые знают свое место больше, чем кто-либо; я воспроизвожу все древнее, все интересное в том или ином отношении… Цель моей работы — дать возможность наглядным обучением школе и народу ознакомиться со своим государством, знать его промышленность, кустарную и в широком смысле, народности и т. д. Понятно, знание своей родины это первая задача каждого живущего в государстве человека» — С.М. Прокудин-Горский на Всероссийском съезде художников в Петрограде (декабрь 1911 — январь 1912)
К 1912 году коллекция насчитывала уже более 2200 негативов. Однако официальная поддержка проекта постепенно сошла на нет: государственные структуры не проявили интереса к приобретению коллекции, а расходы Прокудина-Горского достигли предела. Тем не менее, в 1913—1914 годах он продолжал съёмки, в том числе в рамках празднования 300-летия дома Романовых, и даже экспериментировал с цветной киносъёмкой, сняв короткий фильм о Туркестане.
Группа рабочих на сборе чая. 1912 г.
С.М. Прокудин-Горский. Айва в цвету. 1912 г.
Последняя экспедиция состоялась летом 1916 года: Прокудин-Горский запечатлел строительство Мурманской железной дороги и Соловецкий монастырь. Это стало завершающим аккордом его многолетнего труда по документированию Российской империи.
С. М. Прокудин-Горский. Вид на Соловецкий монастырь. 1916 год
С.М. Прокудин-Горский. На дрезине у Петрозаводска. В 1916 году Мурманская железная дорога начиналась от станции Петрозаводск
Вынужденные обстоятельства
1914-1918
Глава 5
С началом Первой мировой войны в 1914 году масштабный проект Сергея Михайловича Прокудина-Горского по созданию «Коллекции достопримечательностей Российской империи» был вынужденно приостановлен. Его специально оборудованный пульмановский вагон-лаборатория, ставший символом государственной поддержки и главным инструментом экспедиций, был передан для нужд армии. Это решение ознаменовало конец эпохи систематических путешествий по империи и знаменательных съёмок её культурного наследия.
Несмотря на прекращение основной творческой деятельности, Прокудин-Горский не остался в стороне от военных событий. Он активно включился в прикладную работу на благо фронта, используя свой научный и технический опыт.
В 1917 году в Петрограде он открыл специальную лабораторию по изготовлению светочувствительных фотопластинок для съёмки разведывательных снимков и аэрофотосъёмки.
Параллельно с военной деятельностью Прокудин-Горский продолжал работать над совершенствованием цветной кинематографии. Ещё до войны, в 1913—1914 годах, совместно с С. М. Максимовичем он получил патент на цветной киноаппарат и основал акционерное общество «Биохром», ставившее целью развитие цветной фото- и кинотехники. В годы войны эти разработки были частично переориентированы на военные нужды, хотя масштабного внедрения цветного кино в армейскую практику так и не произошло.
Российская Империя вступила в 1916 год в тяжелейших условиях затяжной Первой мировой войны, которая привела к экономическому истощению, падению уровня жизни и нарастанию социального протеста. Неспособность власти решить эти проблемы вылилась в Февральскую революцию 1917 года, приведшую к свержению монархии и созданию Временного правительства. Однако неудачи на фронте и внутри страны открыли путь к власти большевикам, которые в результате Октябрьской революции 1917 года свергли его.
В марте 1918 года состоялась последняя публичная демонстрация его коллекции в Зимнем дворце — мероприятие, организованное Народным комиссариатом просвещения. Это стало своего рода прощанием с Россией. Вскоре после этого Прокудин-Горский покинул страну, отправившись в командировку в Норвегию для закупки оборудования для новых учебных заведений. Однако из-за начавшейся Гражданской войны возвращение стало невозможным, и он остался за границей.
Эмиграция и наследие
1918-1944
Глава 6
Первые годы за границей Прокудин-Горский провёл в Норвегии, а затем перебрался в Англию. В 1920—1922 годах он активно публиковался в авторитетном «British Journal of Photography», делился опытом цветной фотографии и представил новую разработку — патент на оптическую систему для одновременного получения трёхцветного негатива с помощью зеркально-призменного устройства. Эта технология позволяла снимать все три цветовых канала в один момент, устраняя проблему смещения движущихся объектов, которая неизбежно возникала при последовательной съёмке.
В 1922 году Прокудин-Горский переехал во Францию, где поселился в Ницце, а позже — в Париже. Здесь он возобновил сотрудничество с братьями Люмьер, чьи «Автохромы» он когда-то критиковал за низкую цветопередачу и недолговечность. Несмотря на преклонный возраст, он не оставлял научной и педагогической деятельности. Во Франции он читал лекции, занимался просветительской работой и даже замыслил новый проект — создание цветной коллекции достопримечательностей Франции и её колоний. Эта идея была частично реализована его сыном Михаилом, также ставшим фотографом.
АВТОХРОМ
Первая массовая технология цветной фотографии, изобретённая братьями Люмьер в 1903 году. Она доминировала на рынке с 1907 по 1935 год.
Её суть в использовании стеклянной пластины, покрытой микроскопическими зёрнами картофельного крахмала, окрашенными в синий, зелёный и красный цвета. Эти зёрна работали как цветные светофильтры. Свет проходил через них на чёрно-белую эмульсию, и после обработки получалось цветное изображение, которое человеческий глаз воспринимал как единую картину благодаря крошечному размеру цветных точек.
В эмиграции Прокудин-Горский продолжал заботиться о сохранении своей коллекции. Он демонстрировал диапозитивы русской эмиграции, надеясь пробудить интерес к утраченной культуре. Однако широкой публике за рубежом его работы оставались практически неизвестны. В СССР же его имя и творчество были забыты на десятилетия.
В 1930-е годы он сделал последние цветные снимки — портреты своей младшей дочери Елены и внуков. Это были трогательные семейные кадры, наполненные ностальгией и тихой грустью. В отличие от масштабных имперских панорам, эти фотографии — личное свидетельство жизни в изгнании.
Младшая дочь Елена. 1935 г.
«Обслужены были: 1) – Мариинский водный путь; 2) – Туркестан; 3) – Бухара (старая); 4) – Урал в отношении промыслов; 5) – Вся река Чусовая от истока; 6) – Волга от истока до Нижнего Новгорода; 7) – Памятники, связанные с 300-летием дома Романовых; 8) – Кавказ и Дагестанская область; 9) – Муганьская степь; 10) – Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе (Отечественная война); 11) – Мурманский железнодорожный путь. Кроме того, есть много снимков Финляндии, Малороссии и красивых мест природы»
— С.М. Прокудин-Горский. 1932 г. Воспоминания
Сергей Михайлович Прокудин-Горский скончался 27 сентября 1944 года в Париже, всего через несколько недель после освобождения города от немецкой оккупации. Он был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
После его смерти наследники, осознавая историческую ценность коллекции, в 1948 году продали её Библиотеке Конгресса США за 5 000 долларов — не ради выгоды, а чтобы сохранить. Там стеклянные негативы пролежали в архивах почти полвека, пока в конце 1980-х — начале 1990-х годов благодаря усилиям исследователей и развитию цифровых технологий они не обрели вторую жизнь. Современные методы сканирования и совмещения трёхцветных каналов позволили воссоздать изображения с поразительной точностью, впервые представив миру Россию начала XX века в её подлинных, живых красках.
Лист 34 альбома «Кавказ». Прокудин-Горский С.М.
К 2001 году его наследие получило всемирную известность: библиотека Конгресса США выложила цифровые копии его цветных фотографий в свободный доступ. Теперь «урок родины» проводится онлайн — его снимки изучают школьники и студенты по всему миру.
Так, спустя десятилетия после смерти, замысел Прокудина-Горского — «оставить точный документ для будущего» — наконец осуществился. Его коллекция стала не просто архивом, но мостом между эпохами, напоминанием о культурном величии России и свидетельством того, что даже в эпоху войн и революций искусство и наука способны сохранить память о мире.
«Единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание — это показать ее красоты и богатства на экране такими, какими они действительно и являлись в натуре, т. е. в истинных цветах»
— С. М. Прокудин-Горский
Колоссальное наследие Прокудина-Горского заложило основу для всей будущей цветной фотографии и продолжает жить, вдохновляя современных художников и историков. О его подвиге напоминают и два особых памятника: мемориальная доска на доме в Санкт-Петербурге, где когда-то кипела работа в его первой мастерской, и пещера на Урале, носящая его имя как первопроходца цветной съемки. Эти знаки памяти — зримые символы неразрывной связи между его новаторскими экспериментами начала XX века и современным взглядом на мир через объектив фотокамеры.
НЕ
БИОГРАФИЯ
[3]
Семова Л.В. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. - М.: Комсомольская правда, 2016. - 96 с.